НИУ "МЭИ"
Институт Энергомашиностроения и Механики
 

МЭИ - мой путь к исполнению мечты

Несомненно, каждый из нас имеет свою собственную мечту. Однако далеко не всегда путь к ней выстраивается неординарно, может быть даже так, что сам "маршрут" его исполнения оказывается ярким и зачастую неожиданным. Трудно представить, что система образования НИУ "МЭИ" может стать причиной роста творческой составляющей и даже личного интереса к истории. Но именно о таком развитии событий рассказал нам Дружинин Алексей (аспирант ЭнМИ).

С момента моего поступления в МЭИ (гр. С-08-10), как говорят "много воды утекло". Однако считаю, что сейчас – самое время проанализировать эффект от обучения в нашем университете и проследить за тем, как система образования может повлиять на саморазвитие вполне конкретного человека.

Интересно отметить, что выбор профессии прошёл для меня интуитивно, как и многие удачные решения в жизни, - лишь с единственным пониманием того, что близка и интересна техническая направленность. Своё обучение в МЭИ я продолжил на кафедре Гидромеханики и гидравлических машин им. В.С. Квятковского, которая в настоящий момент является отделом кафедры Паровых и газовых турбин им. А.В. Щегляева по специальности "Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика". Несомненно, начало обучения выдалось сложным и казалось невероятно трудоёмким. И это ощущение, на мой взгляд, было тогда вполне оправданным, поскольку в своей семье я являюсь единственным представителем энергетических профессий. Но как говорит известное изречение "per aspera ad astra" или "через тернии – к звёздам" – успех добывается упорным трудом и именно эти слова придавали сил и понимание того, что впереди стоят большие перспективы.

Весь пройденный учебный процесс, тщательное изучение дисциплин и общение с ведущими преподавателями университета оставили яркий след не только на квалификации, но и на личных качествах, вышедших из стадии зарождения в полноценные свойства, приспособленные к их применению на практике. Среди таковых нельзя не отметить внимание к мелочам и деталям в том или ином процессе, умение отслеживать причинно-следственную связь при решении научно-технических задач, навыки использования технического языка в своей сфере деятельности, а также приобретение умения грамотного обращения с технической литературой с целью получения новой информации.

К слову сказать, применение именно последнего качества на практике привело к новому неожиданному повороту в сфере собственных интересов: в какой-то момент я начал остро ощущать необходимость исполнения своей мечты с детских времён - стать обладателем классического автомобиля. Путь к ней начался летом 2013 года, в момент перевода на 4 курс. Выбор был сделан в пользу отечественной модели, о которой большинство советских людей могло разве что мечтать – легендарной "Волге". Ведь рассматривая словосочетание "ХХ век — автомобиль", первой дает свой образ именно этот предмет грёз автомобилистов.

Приближение к цели я как раз и начал с досконального изучения литературы по эксплуатации, ремонту и обслуживанию этого автомобиля, сегодня уже ставшей редкостью. На детальное ознакомление с чертежами каждого типового узла, их техническим описанием и порядком ремонта ушло около полугода. В этом процессе серьёзно помогли освоенные в процессе обучения в МЭИ дисциплины. Такие как "Основы инженерного проектирования", "Детали машин и основы конструирования", а также, с точки зрения организации процесса, - навыки, полученные в ходе выполнения курсовых проектов на протяжении всего курса обучения.

Следующим этапом в процессе движения к мечте стал сам поиск автомобиля прошедшей эпохи. Ни для кого не секрет, что в настоящее время шанс найти подобный экземляр в состоянии, позволяющем ему самостоятельно передвигаться невысок. Однако в этом вопросе мне улыбнулась удача, и поиск увенчался покупкой достойного, почти не потрёпанного временем автомобиля небесного цвета, который в дальнейшем подвергся полной реставрации.

Наконец, наступила основная и самая важная часть – проведение технических работ над автомобилем. Весь этот процесс напоминал работу на конвейере по сборке автомобиля, где внимание уделяется каждой детали, ведь из поля зрения не должна ускользнуть даже самая маленькая гайка. Только, в отличие от заводских условий, силы были посвящены лишь одному автомобилю, а процесс был в два раза сложнее, поскольку сборке готового автомобиля предшествовала колоссальная работа по демонтажу и восстановлению его деталей интерьера, кузова и силовых агрегатов. На это ушла львиная доля времени вплоть до осени 2014 года.

С увлечением работая над автомобилем мечты, я чувствовал, как приобретается навык, о важности которого говорят многие преподаватели института Энергомашиностроения и механики – опыта работы с реальными механизмами. Ведь это даёт чёткое понимание и представление об устройстве того или иного механического узла, так необходимых инженеру на начальном этапе карьеры.

Неожиданно для себя, параллельно ходу длительного процесса реставрации, меня захватил интерес к "нематериальной" составляющей – истории создания автомобиля именно этой модели и его месте в архивных строчках ХХ века. Порой, сгорая от усталости и засиживаясь по ночам за страницами реальной литературы и пространством всемирной сети, я знакомился со многими историческими фактами о "машине грёз", произошедшими не только в стенах Горьковского автомобильного завода, но и советском пространстве в целом. Они были как распространёнными, так и малоизвестными. Таким образом, я нашёл много взрослых ответов на детский вопрос "Почему?", связанных с моей мечтой. Именно с литературных страниц стало известно, как создавалась эта модель, начиная с инженерной мысли и заканчивая пробными испытаниями опытной серии этих автомобилей, стал ясен вопрос, почему гордо устремившийся вперед оленёнок стал символом именно "Волги" и из-за чего исчез его сверкающий маскот с капота этого автомобиля после 1962 года. Интересно было отметить и то, что это детище советской автомобильной промышленности, выпускавшееся с 1956 по 1970 год, претерпело три модификации, получившие народные названия "Маршальская звезда", "Акулья пасть" и "Китовый ус". Премьера нового средства передвижения состоялась весной 1958 года на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе, где именно ей была номинирована самая престижная награда — "Гран-при".

Вскоре был дан старт завершающей части пути к мечте – сборке автомобиля. Именно в этот период, когда требуется предельная аккуратность и неспешность, по-настоящему удалось осознать, каким колоссальным трудом является, а скорее – являлось - создание автомобилей. Ведь на каждый узел, каждую деталь, предварительно спроектированную и рассчитанную на определённые нагрузки, вручную выпускалась конструкторская документация, было организовано целое производство. И глубокий смысл фразы из руководства – "Кузов является базовым и самым дорогостоящим элементом автомобиля" теперь понимается сполна.

Наконец, в мае 2015 года пришло время автомобилю, получившему вторую молодость, как в момент схода с конвейера в мае 1969 года, снова выйти в свет. Однако теперь, в эпоху высоких технологий, скоростей и темпа жизни он представляет гораздо более высокую ценность, чем просто средство передвижения и чудо инженерной мысли. Поэтому теперь возникла идея официального появления автомобиля истории на публике.

Особой причиной выхода в свет было появление именно в провинциальных регионах, где автомобили таких лет скорее остались больше в памяти, чем в реальной жизни. Для всех нас известно, что в 2015 году, 9 мая состоялся парад, посвященный одному из величайших событий ХХ века – юбилейной 70-ой годовщине Победы в Великой Отечественной Войне.

Эта дата теперь вошла и в историю моего автомобиля, как отправная точка новой жизни. В рамках данного мероприятия для Ветеранов боевых действий 1941-1945 гг. в Оренбуржье было организовано почётное шествие в группе ретроавтомобилей. Таким образом была отдана дань уважения, почитания истории и заслуг выдающихся людей перед Отечеством.


Сегодня, машина, о которой уже давно сложились легенды, продолжает радовать не только автомобилистов, просто прохожих, но и участников праздничных мероприятий. Например, 23 апреля 2017 г. в Москве состоялся массовый автопробег клуба владельцев автомобиля ГАЗ-21 "Волга", посвящённый 90-летию со дня рождения выдающегося режиссёра Эльдара Александровича Рязанова и 50-летию выхода в прокат его детища – не менее легендарного фильма "Берегись автомобиля".

Мероприятие сопровождалось насыщенной программой и началось с дружеской встречи в Деловом квартале "Новоспасский", сбор сопровождали активные обсуждения, фотосессии, интервью и знакомства энтузиастов. Кульминацией встречи стал эмоциональный пятидесяти километровый пробег по Садовому кольцу и Звенигородскому шоссе в составе 75-ти автомобилей одной модели. Сменило его прибытие по приглашению на киноконцерн "Мосфильм", сотрудники которого провели увлекательную экскурсию по декорациям для киносъемки, музейным экспонатам и поведали много интересных фактов о создании советских кинокартин. Также во время организации автопробега коллективом было получено уникальное приглашение от вдовы Э.А. Рязанова - Эммы Валериановны Абайдуллиной в киноклуб "Эльдар", в создании и оформлении которого лично участвовал режиссёр. Это мероприятие, завершавшее насыщенную программу, подарило не только экскурсию по киноцентру, но и показ фильма о фильме "Берегись автомобиля", который для владельцев легендарного автомобиля является самым культовым и почитаемым в советском кинематографе.

Так, этот автомобиль стал для меня не только исполненной мечтой, но ещё и средством выражения эмоций и подчёркивания важных дат истории. Необходимо сказать, что и без опытнейших людей в этом далеко не лёгком деле не обошлось. Активную помощь, руководство и советы я получил от своего папы – профессионального водителя, знающего многие технические нюансы в области эксплуатации легкового и коммерческого транспорта марки "ГАЗ".

Интересно отметить, что в настоящее время мой путь по реализации своей мечты остался в центре внимания и перешёл в состояние увлечения. Вторым в мои руки чудом попал тот самый автомобиль, который с детских лет зародил интерес к автомобилям Истории и был предметом обожания. Бывшие владельцы в своё время наотрез отказывались отдавать его в чужие руки ввиду того, что представлял историческую ценность и был предметом их личной биографии. Однако эта принципиальная позиция со временем изменилась, и я расцениваю это как прямой подарок судьбы.

Занявшись реставрацией именно этого, второго автомобиля я понял, что мечта сбылась в двойном размере. Ведь под его обтекаемыми формами, повторяющими изгибы типичных представителей ихтиофауны, спрятана душа и силы, направленные на возрождение. Но это уже совсем другая история…

P.S.: Конечно, многие могут поспорить, сказав о том, что такой нетривиальный поворот в жизни произошёл исключительно благодаря интересам человека, возникшим до учёбы и работы в МЭИ. Именно поэтому здесь необходимо отметить, что без значительного вклада образования эта мечта и построение пути к ней так и остались бы в состоянии зарождения. Относительно выбора ВУЗа могу с уверенностью сказать – это тот случай, когда интуиция не подвела и, несмотря на такие разноплановые "повороты", мне интересно заниматься вопросами возобновляемых источников энергии, разрабатывая экологически чистые инженерные решения в энергетике и оставаясь в тренде решения современных проблем. И наш университет помог мне в этом вовсе не косвенно.

Интересные материалы по теме:

Материал регионального телеканала НоКС-ТВ

Материал региональной газеты Гвардеец Труда

История реставрации автомобиля

Данная статья выходит на бумажном носителе в июньском номере газеты "Энергетик" №6, 2017

Пресс-служба ГГМ
Материал и фото: Дружинин А.А.