Кафедра гидромеханики получила для учебной лаборатории весь первый этаж южной половины корпуса «Г» площадью около 400 м2. В подвальной части был построен бассейн площадью около 100 м2, предназначенный для испытаний пространственных моделей ГЭС. Этот бассейн насосной станцией отделялся от участка подвала, где позже был сооружен так называемый «большой лоток» сечением 1х2 м, предназначенный для испытания крупномасштабных моделей ГЭС. Для обеспечения водооборота этого лотка был изготовлен подземный водосборный резервуар , вынесенный за пределы здания и расположенный вдоль южной стены корпуса «Г». Он соединялся с внутренними емкостями лаборатории трубами большого диаметра.

В 1946 г. после завершения основных работ по возведению корпуса «Г» началось оснащение гидравлической лаборатории учебными установками. Схемы этих установок предлагались в большинстве заведующим кафедрой проф. д.т.н. С.В. Избашем, а разрабатывались доц. С.Д. Яковлевым, доц. Н.Г. Рождественским, асп. П.М. Слисским и др. В создании установок важную роль сыграли зав. лабораторией Л.Я. Мазалов и К.И. Елистратов, лаборант М.И. Мухина, мастера П.П. Клеветов, М.А. Кондратьев и др. Материалов, приборов и оборудования было мало и многое приходилось создавать и монтировать вручную, на месте. Экспериментальные установки эффективно выполняли свои функции и некоторые из них служат уже более 60 лет, как например, насосы, доставленные из Дрездена в качестве репараций, и обслуживающие всю гидравлическую лабораторию. Но, конечно, за годы существования лаборатория модернизировалась и многие установки созданы заново.

Ввиду появления в МЭИ ряда новых специальностей обновлялся весь учебный процесс, что требовало создания новых лекционных курсов, задачников, курсовых заданий и т.п. Создание некоторых лекционных курсов надо было формировать заново. Эту работу возглавил первый заведующий кафедрой гидравлики профессор Сергей Владимирович Избаш.

Родился С.В. Избаш в 1904 г. в Лозанне (Швейцария). Среднее образование получил в гимназии г. Херсон. Трудовую деятельность начал в 1920 г. – кочегаром на пароходе «Тула» на Каспии. В 1922 – 1923 г.г. учился в Азербайджанском политехническом институте, затем перевелся на инженерно-строительный факультет Ленинградского политехнического института (ЛПИ), который окончил в 1929 г. После окончания института защитил кандидатскую диссертацию под руководством академика Н.Н. Павловского. В 1931 г. становится научным руководителем многих лабораторных исследований гидросооружений в различных регионах страны. Одновременно начинает осуществлять преподавательскую деятельность.

В январе 1938 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Гидравлика в производстве гидротехнических работ». Основой диссертации явилось научно-техническое обоснование новых методов гидроэнергетического строительства при возведении плотин, успешно примененных при строительстве десятков отечественных и зарубежных гидроузлов. В 1940 г. был избран профессором кафедры гидросооружений ЛПИ.

В период Отечественной войны С.В. Избаш руководил проектированием оборонных и фортификационных сооружений, а также разрабатывал проекты восстановления систем промышленного водоснабжения южной металлургической базы.

В 1946 г. Ученым Советом МЭИ был избран заведующим кафедрой гидравлики, которой руководил до 1972 г. Под его руководством в МЭИ создается крупная гидравлическая лаборатория, в которой проводятся многочисленные исследования по разработке проектов различных гидроэлектростанций. В 1952 г. издана его книга «Основы гидравлики», а в 1955 г. – «Развитие научных основ гидравлики». В общей сложности им опубликовано 85 научных трудов. За время заведования кафедрой гидравлики профессором С.В. Избашем на ней было защищено 2 докторские и 15 кандидатских диссертаций. С 1972 г. С.В. Избаш перешел на должность профессора кафедры, где и продолжал работать до 1976 г.

В первые послевоенные годы в связи с развитием МЭИ и появлением ряда новых специальностей возросли требования и к кафедре гидравлики. Для гидроэнергетиков, теплотехников, машиностроителей, электроэнергетиков необходимо было читать курсы технической гидромеханики разных специализаций. С.В. Избаш принимал меры к обновлению состава преподавателей и научных сотрудников, а также повышению их квалификации. На кафедре к середине 50-х годов сформировался квалифицированный работоспособный коллектив, который за короткое время развернул значительный объем научных исследований и обеспечил на хорошем уровне преподавание около 15 учебных дисциплин.

После демобилизации в сентябре 1946 г. на кафедру пришел работать Борис Тихонович Емцев, имевший диплом МГУ по специализации «гидромеханика». В 1951 г. он защитил кандидатскую диссертацию.

В связи со строительством высоконапорных ГЭС повысился интерес инженеров к вопросам динамики высокоскоростных открытых потоков, образующихся на водосборах. Разработкой теоретических задач таких течений в 60-х годах занялся Б.Т. Емцев. Им была выпущена монография «Двухмерные бурные потоки» (1967 г.). В 1968 г. Б.Т. Емцев защитил докторскую диссертацию, включавшую широкий круг задач теории открытых потоков. В последующем занимал должности профессора и заведующего кафедрой гидравлики (1972 – 1982 г.г.).

За время 50-х – 60-х годов кафедра пополнилась аспирантами и молодыми инженерами, появились хоздоговорные работы, на базе которых создавались новые установки, модели, приборы. Особо следует выделить следующих сотрудников.

Слисский Сергей Митрофанович после фронта и демобилизации в 1946 г. поступил в аспирантуру и начал работать совершенно самостоятельно над весьма актуальной в то время темой –«гидравлика турбинных блоков ГЭС».Это был энергичный и инициативный человек. Наряду с работой над диссертацией С.М. Слисский по личной инициативе занялся оснащением учебной лаборатории: он спроектировал серию учебных гидравлических лотков и руководил их изготовлением, создал ряд учебных и исследовательских моделей, обеспечил приобретение многих приборов. Наряду с этим он вел активную общественную работу, систематически публиковал статьи и, наконец, успешно защитил кандидатскую диссертацию. В конце 50-х годов С.М. Слисский перешел на кафедру гидротехнических сооружений в связи с образованием на ней специализации «гидротехническое строительство». После ликвидации ГЭФа (в 1960 г.) он перешел в МИСИ, где до конца своих дней занимал должность профессора, зав. кафедрой, декана. Несомненно, С.М. Слисский должен быть отнесен к числу наиболее видных гидротехников страны.

Смоляк Александр Иванович — выпускник ГЭФа, оставленный в качестве инженера для работы на кафедре. Это был скромный и талантливый человек. Он обладал широкой эрудицией не только в области своей специальности, но и во многих областях электротехники, электроники, общей механики. После защиты кандидатской диссертации продолжал разностороннюю деятельность на кафедре. Он первый освоил и наладил работу электронной вычислительной машины НАИРИ. А.И. Смоляк создал для кафедры ряд приборов и моделей, причем многое он делал своими руками. А.И. Смоляк являлся одним из самых эффективных сотрудников кафедры.

Лебедев Игорь Васильевич, так же являющийся выпускником ГЭФа, сыграл значительную роль в развитии кафедры гидравлики. Он весьма быстро защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. И.В. Лебедев, безусловно, был весьма способным и трудолюбивым человеком. Если кандидатскую и докторскую диссертации он сделал в области гидравлики сооружений, то после защиты докторской он выбрал новую область для научной работы — струйную пневмоавтоматику. Подключив способных помощников, И.В. Лебедев создал на кафедре новое направление и успешно работал над созданием элементов струйной автоматики. Его научной группой была создана учебно-исследовательская лаборатория, которая в модернизированном виде существует и в настоящее время. Совместно со своими сотрудниками И.В. Лебедев издал монографию: Лебедев И.В., Трескунов С.Л., Яковенко В.С. «Элементы струйной автоматики». В последующем работы по струйной автоматике продолжил его аспирант, а затем доцент В.С. Левин, который модернизировал и выполнил ряд новых научных исследований. В.С. Левин также являл собой незаурядную творческую личность, обладавшую большими организаторскими способностями. Он в течение ряда лет возглавлял плодотворно работавшую группу научных сотрудников и преподавателей, в которую входили доц. В.Л. Островский, доц. А.И. Давыдов и др.

Научно-исследовательская деятельность кафедры гидравлики за время ее существования с 1945 по 1982 г. велась по следующим основным направлениям: гидравлика гидротехнических сооружений и специальных (наплавных) конструкций; гидроаэродинамика элементов струйной автоматики; динамика течений вязкой жидкости в щелях. Научный состав кафедры был достаточно сильным и кафедра являлась одной из ведущих в СССР. Многие результаты научных исследований внедрены в инженерную практику, получены авторские свидетельства.

При всей значительности выполнявшихся исследований основным направлением деятельности кафедры оставлялось обеспечение учебного процесса.

Как известно, гидравлика (техническая гидромеханика) является базовой дисциплиной для специалистов по многим отраслям техники. В МЭИ она преподавалась для специальностей: гидроэнергетика, электроэнергетика, промышленная теплотехника, криогенная техника, динамика и прочность машин, технология материалов и др. Для каждой специальности курс должен быть адаптированным к задачам данной отрасли техники, хотя теоретическая база курса является общей, включающей фундаментальные законы механики жидкости. Первоначально существовал единый курс гидравлики, читавшийся для всех специальностей. Он был значительно упрощенным и состоял из набора простейших, главным образом, одномерных инженерных задач, связанных с течениями в трубах и каналах. В большинстве московских, не говоря уже о периферийных, технических вузах, гидравлика преподавалась на том же уровне. Но такой уровень курса гидравлики не мог удовлетворить запросы специальных кафедр. Заведующий кафедрой гидравлических машин проф. В.С. Квятковский обратился к Б.Т. Емцеву с предложением сформировать для студентов его кафедры новый курс технической гидромеханики, который бы мог служить базой для последующего изложения теории лопастных гидромашин. С подобным предложением обратился и заведующий кафедрой динамики и прочности машин академик В.В. Болотин. Поэтому проф. Б.Т. Емцев начал работу по перестройке читаемых курсов, придавая им содержание прикладной гидромеханики. Курсы, сформированные на кафедре гидравлики МЭИ, отличались от аналогичных дисциплин, преподаваемых в других вузах, наличием в них углубленной физико-математической трактовки всех основных законов и теорем механики жидкостей и газов, а также ее прикладных разделов. Расширенное содержание этого курса было изложено в написанном Б.Т. Емцевым учебнике: «Техническая гидромеханика», 1978 и 1987 г.г. Помимо книг С.В. Избаша и Б.Т. Емцева сотрудниками кафедры С.М. Слисским, П.М. Слисским, Е.И. Пятигорской, И.В. Лебедевым, Н.Г. Рождественским, С.А. Яхонтовым были изданы учебные пособия для методического обеспечения практических и лабораторных занятий. По мере становления учебных курсов и оснащения лабораторий кафедра гидравлики МЭИ закрепляла ведущее положение среди родственных кафедр вузов СССР. Совместно с кафедрой паровых и газовых турбин были организованы курсы повышения квалификации преподавателей для других вузов.

В 1976 г. при кафедре гидравлики МЭИ был проведен всесоюзный семинар заведующих кафедрами гидравлики по вопросам совершенствования методики преподавания технической гидромеханики (гидравлики). В семинаре приняло участие более 100 специалистов. В течение ряда лет на базе МЭИ работал научно-методический совет по гидравлике МИНВУЗа СССР, председателем которого являлся проф. Р.Р. Чугаев, а затем проф. Б.Т. Емцев. После ликвидации ГЭФа кафедра гидравлики вместе с кафедрой гидравлических машин была включена в состав Энергомашиностроительного факультета, что предопределило некоторое изменение тематики научных исследований. Была сужена гидротехническая тематика исследований, но расширились исследования по струйной гидропневмоавтоматике и по течениям вязкой жидкости в узких каналах. Сближение с кафедрой гидравлических машин в области учебного процесса, а также в области научных исследований сделало логичным и практически целесообразным объединение двух кафедр.

История кафедры гидравлических машин (1945 — 1982)