В 1982 г. приказом Минвуза СССР кафедры гидравлики и гидромашин объединены в одну кафедру «Гидромеханики и гидравлических машин» (ГГМ). Заведующим был назначен проф. Б.Т. Емцев. В состав объединенной кафедры были включены практически все сотрудники двух кафедр. Лаборатории кафедр гидравлики и гидромашин были также объединены, что облегчалось их смежным расположением. Образовался потенциально мощный научно-педагогический коллектив, а также комплекс лабораторий, которые при определенных условиях могли обеспечивать не только высококачественный учебный процесс, но и научные исследования по широкому кругу гидротехники, гидроэлектроэнергетики, гидромашино-строения и гидропневмоавтоматики. К сожалению, под влиянием известных произошедших впоследствии изменений в экономике и промышленности страны, возможности объединенных лабораторий используются пока еще не в полной мере, чему способствовало в первую очередь резкое сокращение гидротехнического строительства. Строительство мощных и средних ГЭС существенно замедлилось, а несколько крупных строек (как, например, Бурейская, Нурекская, Рогужская ГЭС) были впоследствии законсервированы. В связи с этим резко сократился объем исследований по гидротурбинам и гидравлике сооружений.
Наряду с этим все большую актуальность приобретало расширение и углубление подготовки специалистов в области гидропривода и гидро-пневмоавтоматики. Необходимо было создавать на кафедре класс современных вычислительных машин, модернизировать учебные стенды и установки. Поэтому была предпринята крупная реконструкция лабораторий. Была создана кафедральная вычислительная лаборатория (КВЛ), которая из года в год пополняется новыми персональными компьютерами (ПК) и интенсивно используется в учебном процессе и в научных исследованиях. Особая заслуга в создании КВЛ и ее развитии на начальных этапах принадлежит В.М. Горбаню. К концу 80-х годов КВЛ существенно пополнилась множительной техникой и другими сервисными возможностями информационно-компьютерных технологий.
Наряду с этим проходила модернизация гидравлической лаборатории (Б.Т. Емцев, А.А. Карпухин, С.В. Филатов, А.М. Грибков) и лабораторий гидропривода и гидропневмоавтоматики (В.И. Голубев, Ю.Ю. Зуев, В.С. Левин, В.Л. Островский, А.И. Давыдов). По заданию Минвуза по курсу «Механика жидкости и газа» коллективом кафедры (Б.Т. Емцев, Е.И. Пятигорская, А.А. Карпухин, С.В. Филатов, А.М. Грибков) были разработаны учебные универсальные гидравлические и пневматические стенды, на которых могут выполняться все основные лабораторные работы. Совместно с организацией «Росучприбор» были разработаны чертежи этих стендов и выполнены их опытные образцы, которые установлены и используются в лаборатории кафедры. Стенды рекомендованы Минобразования РФ для широкого использования в вузах страны. По инициативе проф. Г.М. Моргунова на базе оборудования австрийско-германской фирмы ФЕСТО в корпусе «М» была создана учебная лаборатория по системам гидропневмоавтоматики (проф. В.И. Голубев).
В январе 1987 г. Б.Т. Емцева на посту заведующего кафедрой ГГМ сменил проф. Моргунов Г.М.. Одним из значительных предпринятых им дел была перестройка учебного процесса для студентов кафедры и внедрение в учебный процесс новых научных методов преподавания. Необходимость в пересмотре ряда ключевых методологических принципов реализации учебного процесса в технических вузах обуславливалась переходом страны к принципиально новым условиям — рыночных отношений и жесткой конкуренции в области интеллектуальных услуг. Идея глобального внедрения системно-творческого подхода в учебный процесс технического вуза принадлежала доцентам В.С. Левину и Ю.Ю. Зуеву.
На кафедре был организован научно-методический семинар (1988 г.) «Внедрение методологии продуктивной инженерной деятельности в учебный процесс». Руководил семинаром проф. Г.М. Моргунов, а к участию в нем привлекались преподаватели ряда кафедр института (математики, физики, теоретической механики и др.), которые участвовали в подготовке инженеров по кафедре ГГМ. В числе вопросов, рассматривающихся на семинаре: «проблемы гуманизации образования», «роль и место гуманитарной составляющей высшего технического образования в РФ», «научные основы инженерной деятельности», «современная структура системы высшего образования», «активизация самостоятельной работы студентов», «творческая и изобретательская деятельность в процессе проектирования» и т.д. Цель и задачи предпринятого на кафедре широкомасштабного образовательного эксперимента, в рамках которого проводился указанный семинар, способы его реализации, достигнутые результаты и текущее состояние излагаются ниже.
Последователи основателей научных школ кафедры продолжают инновационную научно-проектную работу в ключевых отраслях промышленности и энергетики. Выполненные под руководством проф. Г.В. Викторова расчетно-экспериментальные исследования и проектные разработки позволили создать высокоэффективную часть ОД гидромашины для Константиновской ГЭС. Обширные расчетно-проектные разработки силового гидротурбинного оборудования, в частности, для крупных наплавных ГЭС, а также разнообразного насосного оборудования, проведены по заказам Гидропроекта, ТЭЦ, организацией нефтедобывающей промышленности (Г.М. Моргунов, Д.Х. Цакирис, С.Н. Шепелев, А.В. Волков, С.Н. Панкратов), реализуются проекты для малой гидроэнергетики (Б.М. Орахелашвили, В.В. Бернев).
В связи с повышением интереса к альтернативным источникам энергии успешно проводятся исследования в области создания гидравлических трансмиссий для ветроэнергетических установок, осуществляется поиск схем гидроприводов с улучшенными эксплуатационными свойствами за счет использования комбинации с частотно-регулируемым электроприводом (В.И. Голубев).
Принципиально новое направление научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ кафедры связано с реализацией недавно появившейся (1985 г.) перспективной концепции построения высоконадежных и «интеллектуально-адаптивных» силовых систем сложных объектов – концепции «полностью электрифицированного объекта» (ПЭО). Ключевым элементом системы ПЭО является автономный моноблочный электро-гидравлический привод со встроенными средствами компьютерного управления и диагностики. Создание таких конкурентоспособных модулей требует совместного решения проблем мехатроники, системного анализа, разработки гидравлических устройств с нетрадиционными физическим эффектами и принципами действия и пр. (Ю.Ю. Зуев).
В период последнего десятилетия XX века коллективом кафедры ГГМ активно развиваются информационно-компьютерные технологии образования, ставятся новых курсы, соответствующие современной многоступенчатой структуре подготовки специалистов. Новыми учебными планами предусмотрена подготовка по следующим степеням выпускников: бакалавр технических наук (4 года обучения), магистр технических наук (6 лет обучения) и дипломированный специалист (5,5 лет обучения). Такая система обучения студентов потребовала существенного изменения как набора и содержания преподаваемых дисциплин, так и методик их изложения.
В 1995 г. Г.М. Моргунова на посту заведующего кафедрой сменил проф. В.И. Голубев. Работа продолжилась по научным направлениям и тематикам, сформировавшимся в предыдущие годы. Существенно активизируется научно-исследовательская деятельность как научных сотрудников, так и студентов. Ряд тематик научных исследований получают финансирование по грантам и программам по фундаментальным и прикладным направлениям науки и техники, выполняются хоздоговорные НИР с ведущими организациями различных отраслей промышленности (профессора Б.Т. Емцев, Г.М. Моргунов, В.И. Голубев, доценты Ю.Ю. Зуев, А.В. Волков, Б.М. Орахелашвили и др.). Лучшие студенты специальности участвуют в научно-технических конференциях различного уровня, а также в конкурсах на лучшую проектно-исследовательскую работу, удостаиваясь медалей и почетных дипломов, становятся именными стипендиатами.
Вместе с тем в процессе подготовки специалистов возникли и некоторые новые проблемы, связанные, главным образом, с предпринятым Министерством образования внедрением образовательных стандартов, а также с реорганизацией структуры МЭИ (ТУ) и образованием в его составе нескольких институтов. В этих условиях проф. В.И. Голубеву и всему профессорско-преподавательскому коллективу пришлось выполнять значительный объем научно-педагогической организационной работы. Незаурядные организаторские способности проф. В.И. Голубева позволили кафедре войти в первую десятку выпускающих кафедр МЭИ по рейтинговой шкале оценок.
На кафедре начиная с 1997 г. проводится ежегодная научно-техническая конференция аспирантов и студентов по профилю подготовки, в которой принимают участие представители крупнейших университетов РФ. Многие участники НТК успешно закончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации, заняли ведущие места на предприятиях отрасли.